Александр Буйневич
Фото: предоставлено из личного архива
Александр Буйневич

Тенденции на рынке ретейла

Ретейл прямо сейчас сильно меняется, и изменения эти связаны с несколькими факторами: 

  • возвращение покупателей в торговые центры по окончании пандемии коронавируса; 
  • уход большинства западных партнеров-ретейлеров и приход на рынок новых игроков;
  • изменения настроений и требовательность современного потребителя; 
  • давление на ретейл со стороны маркетплейсов.

Кроме того, ретейл стал перенимать лучшие технологии и практики онлайна в розничных магазинах. На маркетплейсе нет консультанта, нет человека, который подскажет, и задача онлайна — максимально просто и быстро донести до потребителя, что он должен сделать: положить товар в корзину, воспользоваться каталогом, поиском, карточкой товара. Показательный пример быстрой передачи месседжа, правда из другой индустрии, — знак «Фары и ремень!» от «Студии Лебедева». Он быстро и просто доносит водителю суть: нужно включить фары и пристегнуть ремень.

Ретейл движется в том же направлении. Магазин становится торговым пространством, которое позволяет покупателю ориентироваться в нем, получать эмоции и с удовольствием совершать покупку. Это и есть основная тенденция — не консультант и не продавец, а само торговое пространство ведет нас по магазину. На это работает организация торговых зон, расположение оборудования и экраны с контентом, которые также помогают покупателю понять, чего он хочет. Магазины «Всесмарт», например, оборудованы интерактивными тематическими зонами, которые моделируют условия использования разных гаджетов и устройств и опыт взаимодействия с ними.

Задача ретейла — удивлять и быть обольстительным с потребителем. Покупатель, гость — это партнер, с которым вместе достигается результат, и главное, чтобы все стороны были им довольны.

Какие отрасли ретейла развиваются активнее и привлекают инвесторов

Вопрос инвестиций всегда индивидуальный, поэтому каждый выбирает на свой вкус. Вкладываются обычно туда, где ретейлер чувствует больше экспертизы, больше востребованности со стороны покупателя, где есть возможность удивить потребителя продуктом.

Например, сейчас очень популярны сферы фешн или FMCG — товары повседневного спроса, которые как правило, недорогие, востребованные и быстро продаются. Многие представители этих направлений трансформируются после перехода в онлайн и адаптируются к новым для себя условиям.

Если говорить про рынок онлайн в целом, то он все еще не сопоставим с объемами традиционного ретейла, однако приближается к этому достаточно быстро. Согласно последним данным АКИТ, доля e-commerce в общем объеме розничных продаж в 2023 году выросла с 11,6% до 13,8%. Причем драйвером продаж в интернете становятся не только крупные города, но и регионы. Все это простимулировало рост онлайн-рынка на 28% по сравнению с прошлым годом.

Что касается рынка техники, то сейчас на нем преобладают товары из Азии. Это логичное следствие внешнеполитических изменений и пересборки торговой логистики, впрочем, и сами продукты, которые предлагают азиатские бренды, стали более привлекательными за счет качества и технологичности. Некоторые азиатские компании стремительно вытесняют привычные европейские и, больше того, уже конкурируют между собой за доминирующее положение.

Какие инновации сейчас применяются в сфере ретейла

Инновации в первую очередь связаны с Customer Journey Map — с тем, как пользователь использует торговые зоны и предлагаемые к продаже товары и услуги. Цель пространства — удивлять и формировать новые потребности, потому что, когда у человека сформирована базовая потребность, он четко знает, как и где он может ее закрыть. 

В магазине покупатель может открыть для себя решения задач, о которых ранее даже не подозревал, например купить оборудование для хорошего сна. В том числе благодаря интерактивным стендам и нативному расположению продукции, с которой можно взаимодействовать в условиях, максимально приближенных к реальным.

Например, во всех торговых зонах в магазинах «Всесмарт» установлены датчики и камеры. Собранные данные ежедневно анализируют: что делает покупатель и где стоит, что происходит в магазине и как ведут себя продавцы. Поэтому торговое пространство постоянно трансформируется — оно меняется в зависимости от потребности покупателя, сезона и многих других факторов.

Также есть тест-драйв товара в магазине и на дому, диджитал-подборка продукта, нативное зонирование пространства. Кроме того, команда постоянно анализирует поведение покупателя, чтобы сделать его путь более простым и удобным: что покупатель делает, на что смотрит, как покупает, с какими эмоциями уходит из магазина. Анализировать и меняться — это и есть инновация.

Другой важный момент — контакт с покупателем. Продавцы-консультанты сейчас разговаривают с потребителями на понятном языке, не утомляют сложной терминологией и спецификациями про силу всасывания пылесоса. Они говорят прямо, что вот этот пылесос очистит даже самый тяжелый ковер с высоким ворсом. Такой подход менее формальный, зато более понятный и практичный.

Что ждет рынок ретейла

Потребитель уже стал более требовательным. Те компании, которые смогут формировать тренды, отвечать основным запросам клиента, выживут. А тот, кто не будет соответствовать тенденциям, просто потеряет интерес покупателя — он уйдет в объятия маркетплейсов.

Компании, которые выросли из онлайна, обладают важным опытом и знают, что нужно регулярно проводить тестирования, вести аналитическую работу, постоянно меняться. Именно такая динамика действий помогает показателям расти. Традиционный ретейл тоже должен быть гибким и реагировать на изменения запросов. Чтобы быть впереди, нужно уметь быстро менять подход, опираясь на здравый смысл, законы бизнеса и экономики.

В быстро меняющихся условиях рынка выживут аналитики и смелый бизнес, который с огромным уважением относится к потребителю, а также экспериментаторы и люди, которые ищут нетрадиционный подход к решению задач.

За каждого покупателя будет идти битва — нужно будет оцифровывать, персонализировать и удивлять. Ретейл очень динамично меняется: то, что казалось невероятным еще два-три года назад, теперь обыденность. И то, что мы сейчас видим в очках виртуальной реальности, через пару лет может стать реальностью.

И конечно, ретейл точно никуда не уйдет. Будут появляться новые проекты, будут закрываться и трансформироваться мастодонты. Так или иначе, останутся и торговые центры, и стрит-ретейл, и все, что является привычной средой обитания человека.