Юлия Петрачук
Фото: предоставлено из личного архива
Юлия Петрачук

Я оперная певица и всегда интересовалась современной вокальной музыкой, участвовала в музыкальных фестивалях, а некоторые даже организовывала сама. Но произведение, созданное женщиной, мне за всю карьеру довелось исполнить лишь однажды — и то во время обучения в консерватории. Это был вокальный цикл Ирины Воронцовой. Помню, насколько та музыка восхитила меня.

С годами я все чаще обращала внимание на то, как редко в театрах ставятся оперные произведения женщин-композиторов. К женщинам, занимающимся музыкой, общество относилось, увы, с предубеждением. Раньше считалось, что композитор — исключительно мужская профессия, хотя женское творчество ни в чем не уступает мужскому. Со временем у меня появилась идея организовать фестиваль оперы, на котором будут представлены только женские произведения, хотя я считаю, что определить гендерную принадлежность композитора по его музыке вообще невозможно. Хотелось показать, какое богатое музыкальное наследие, о котором мы не знаем, существует вокруг нас.

Современная музыка

Идея не сводилась только к раскрытию женского вклада в оперу. Мне было важно рассказать о современной камерной музыке в целом — сегодня такая музыка редко используется в театральных постановках, она, к сожалению, не востребована. Но для фестиваля «Приглушенные голоса» наши режиссеры с нуля создали десять новых постановок по произведениям семи женщин-композиторов. Перед нами стояла сложная цель: мы хотели показать, что опера — это не что-то устаревшее и пафосное. Она может быть живой, яркой, интересной и работать на широкую аудиторию. Чтобы доказать это, мы собрали несколько редких и экспериментальных опер, в том числе таких, которые длятся всего 10–15 минут.

Юлия Петрачук во время выступления
Фото: Алина Хачатурова
Юлия Петрачук во время выступления

Единого критерия, по которому мы выбирали произведения для фестиваля, не существует. Все постановки отличаются друг от друга и по стилю, и по продолжительности, и по составу вокалистов. Например, опера Татьяны Чудовой «Сон Татьяны» по «Евгению Онегину» создавалась для одной солистки и длится всего 10 минут, но в ней неожиданным образом появляется электронная музыка — это очень нестандартный ход. На такую постановку можно прийти даже с ребенком — он точно не устанет от происходящего на сцене.

Американская музыка

В день открытия прозвучала единственная опера американской пианистки и композитора Эми Мерси Бич «Кабильдо», созданная сто лет назад и поставленная лишь единожды, в 1990-х. Это историко-фантастический рассказ про реально существовавшего пирата Пьера Лафита. В ней рассказывается удивительная история его побега из новоорлеанской тюрьмы в 1812 году. Талант Эми Мерси Бич уникален и трагичен одновременно. В возрасте 8 лет она уже играла в симфонических оркестрах, как Моцарт. А в 18 вышла замуж — и супруг запретил ей выступать. К карьере пианистки она вернулась только после его смерти. Американское общество тех лет не поддерживало творческих женщин, и долгие годы Эми была просто домохозяйкой, хотя могла бы радовать людей своим талантом. В следующий раз «Кабильдо» порадует уже ярославскую публику 19 апреля.

Фестиваль «Приглушенные голоса»
Фото: Алина Хачатурова
Фестиваль «Приглушенные голоса»

На фестивале будет представлена опера еще одной американки — арфистки и композитора Энн Ле Барон «Блюзовый зов освободит тебя», основанная на мифе об Орфее и Эвридике. По сюжету Орфей выступает в роли оперного певца, а Эвридика — в роли исполнительницы блюза. Когда он спускается за ней в подземный мир, Эвридика отказывается уходить с ним: она говорит, что в мире мертвых смогла обрести себя и будет добиваться признания как блюзовая певица. Если провести параллель с сегодняшним днем, то Эвридика отказывается от семьи ради карьеры.

Наконец, третья американка, попавшая в программу фестиваля, — Мисси Маццоли. Ее хоррор-опера «Доказательство» — это сюрреалистическая история про семью переселенцев середины XIX века. Они живут «американской мечтой», пока не случается большая трагедия. История слишком захватывающая, чтобы раскрывать здесь сюжет. Лучше увидеть ее на сцене. Кстати, Мисси Маццоли стала второй женщиной в истории, кому театр Метрополитен-опера заказал сочинение музыки. Сегодня она пишет оперы для ведущих театров Америки и Европы. А еще в 2019 году ее номинировали на премию «Грэмми».

Неизвестная музыка

Продюсерский центр «Лирика Классик» не только продвигает старые неизвестные имена, но и открывает новые. Благодаря исполнителям высокого уровня мы даем тот необходимый старт неизвестной музыке, позволяющий людям услышать произведения так, как их задумывали композиторы. Если композиторы еще живы, мы работаем с ними на протяжении всей подготовки : нам важно, чтобы новые работы прозвучали так, как хочется авторам.

Юлия Петрачук во время фестиваля «Приглушенные голоса»
Фото: Алина Хачатурова
Юлия Петрачук во время фестиваля «Приглушенные голоса»

Фестиваль посвящен памяти Татьяны Чудовой, композитора, заслуженного деятеля искусств РФ: она работала на кафедре композиторского факультета в Консерватории имени Чайковского и создала более пятисот произведений. На фестивале мы представляем четыре из них. Кстати, опера Чудовой «Русские женщины» на стихи Некрасова, Пушкина и других поэтов, посвященная судьбам жен декабристов, стала мировой премьерой.

Такая музыка очень сложна для постановки. Наш режиссер Елизавета Корнеева согласилась принять этот вызов — она поставила три оперы, которые прозвучали на открытии фестиваля 7 февраля, в том числе две оперы Татьяны Чудовой. Постановки получились очень разноплановыми, и догадаться о том, что за ними стоит один режиссер, невозможно. Еще с нами работает Марк Верзатт — режиссер, сотрудничающий с Метрополитен-опера и Чикаго-опера. Он занимается постановкой наших моно-опер — это когда произведение пишется для одного солиста. А художница Варвара Тимофеева создает визуальную концепцию постановок, что немаловажно для полноценного погружения зрителя в происходящее на сцене.

Фестиваль продлится до августа. Следующие выступления пройдут в апреле. Мы планируем представить нашу программу в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле. А второй сезон фестиваля откроется на сцене Кеннеди-центра в Вашингтоне уже осенью 2024 года.