Дмитрий Калантаров
Фото: предоставлено из личного архива
Дмитрий Калантаров

Спрос на театральное искусство

Театр в России всегда был, есть и будет одним из самых востребованных видов искусства. В первую очередь потому, что это живая энергетика. Сегодня, в век цифровизации, живые коммуникации очень ценятся. На протяжении многих тысячелетий театр остается тем местом, где после просмотра спектакля зритель способен испытать катарсис, окунуться во весь спектр эмоций. Кроме того, этот вид искусства совмещает в себе одновременно несколько функций: развлекательную, воспитательную, образовательную и так далее.

Хочется отметить беспрецедентную систему репертуарных театров в нашей стране. Если говорить простыми словами, то репертуарный театр — это «стационарный» театр, у которого есть свое здание, постоянная труппа и репертуар, а также бюджет от государства. В Европе такая форма распространена в Германии и Франции, а в Великобритании самые яркие примеры — это Королевский Шекспировский и Королевский национальный театры. В нашей же стране такой формат получил развитие еще во времена Императорского театра: с 1756 по 1917 год театры существовали за счет казны, находились в ведении императорского двора, а также назывались придворными. Много репертуарных театров по всей стране открылись в начале прошлого века, после революции. Тогда пришла новая публика, а императорские и частные организации национализировали. В 1919 году Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», который утверждал, что театры, «признаваемые полезными и художественными», являются национальным достоянием и субсидируются государством. Несмотря на голод и разруху, театральное дело продолжалось. По всей стране стали создавать сотни новых театров и студий.

Именно с этим связано то, что в этом году очень многие площадки по всей стране празднуют свое 90-летие: Театр Моссовета, две ведущие площадки в Кузбассе, Екатеринбургский театр музыкальной комедии, Чувашский государственный театр юного зрителя имени Сеспеля, Мурманский областной театр кукол, Камчатский театр драмы и комедии и другие. Эта форма прижилась в России, хотя были периоды, когда ей пророчили вымирание. Однако до сих пор большинство известных нам театров работают именно как репертуарные: МХТ, «Современник», Вахтангова, МДТ имени Пушкина и так далее.

Театр сегодня

Сценическое искусство в России как никогда в тонусе. Серьезные потрясения оно перенесло в период пандемии, когда площадки не могли функционировать, а после снятия ограничений работали с заполняемостью 25–50%. Сейчас это, конечно, вспоминается как страшный сон. Ведь в этой сфере трудятся сотни тысяч человек по стране, и все они остались на какое-то время без работы. Это было очень непростое время. При этом для многих площадок оно стало проверкой на выживаемость.

Подавляющее большинство репертуарных театров после двухлетнего стресса уже полностью восстановились. Чего нельзя сказать о независимых объединениях, многие из которых были вынуждены свернуть свою деятельность или пересмотреть способы и возможности своего существования. Они были предоставлены сами себе, и все, на что они могли надеяться, — это грантовые программы, которые осуществлялись и осуществляются в рамках работы нескольких государственных институтов. Учитывая тот факт, что главное для независимых театров — наличие площадки, на которой можно играть спектакли, период пандемии сильно ударил по их деятельности, ведь работать на 25–50% зрителей для них совершенно нерентабельно. Если репертуарные театры не платят аренду, имеют фонд заработной платы, льготные условия по ЖКХ, то у независимых театров все эти расходы и заботы ложились на плечи их руководства.

Тем не менее на карте страны появились новые независимые театры. Чаще всего они опираются на поддержку коммерческих структур, которые осуществляют финансирование явно или скрыто. Обычно это патроны или спонсоры, у которых в собственности есть площадки, куда для реализации своей деятельности приглашают театральные объединения. Такие коллаборации способствуют привлечению новой аудитории и создают дополнительный инфоповод. Тенденция активизировалась в последнее время, на рынке появляются новые игроки. И будет интересно понаблюдать, что выйдет из этих партнерств.

Будущее российского сценического искусства

Я верю в то, что будущее театра в России будет ярким, интересным, наполненным жизнью. Например, в прошлом году Ирина Александровна Черномурова, руководитель отдела стратегического планирования Большого театра, выступала с масштабной кейс-сессией для директоров и художественных руководителей российских театров. В рамках нашего фестиваля «Музыкальное сердце театра» она поделилась опытом, который имелся у ГАБТ, по созданию копродукции с мировыми оперными домами: нью-йоркской Метрополитен-оперой, миланской Ла Скала, лондонским Ковент-Гарденом, Сиднейской оперой и так далее.

Так вот, Большой на протяжении многих лет взаимодействовал с ними на предмет создания совместных постановок. При этом площадки оптимизировали свои расходы, объединяя бюджеты по созданию постановок, ну и, конечно, это давало гарантию качества в отношении выбора материала и формирования постановочной группы, что отвечало запросам сразу в двух или трех мировых столицах. В рамках кейс-сессии мы рассматривали возможность таких коллабораций и среди российских сцен: выпускать совместные постановки, которые можно было бы поочередно, посезонно показывать на каждой из площадок. Также в рамках таких творческих тандемов можно было бы меняться солистами, что стало бы дополнительным инфоповодом в каждом из городов.

Музыкальный театр и точки роста

Мюзиклы, оперетты и другие формы музыкальных постановок продолжают стремительно завоевывать площадки, и на заре возникновения нашего фестиваля в 2006 году мы с робкой надеждой говорили с тогдашним президентом фестиваля «Музыкальное сердце театра» Алексеем Львовичем Рыбниковым о том, что в будущем, возможно, музыкальный театр придет и на подмостки драматических сцен. И вот сегодня мы наблюдаем, что современный музыкальный театр не только представляет самостоятельные проекты — музыкальные постановки идут на сценах драматических, молодежных и даже кукольных театров. Стираются границы между жанрами, и именно это позволяет театральному искусству развиваться.

Что же касается управления и экономики, сейчас мы наблюдаем, как, например, неустойчива посещаемость кинотеатров. А в театрах посещаемость, напротив, растет. Во многом этому способствует государственная поддержка. Например, такой проект, как «Пушкинская карта», составляет существенную выручку российских подмостков. Особенно это заметно на Северном Кавказе, где раньше молодежь не ходила на спектакли даже бесплатно, но ситуация изменилась. Молодые люди в регионах стали интересоваться театром. ​​И это не может не радовать, ведь, как я уже говорил ранее, театр способствует развитию, образованию, воспитанию и навсегда останется одним из самых притягательных и влиятельных видов искусства.