Соколиный рубеж

Сергей Самсонов

«Рипол Классик», 2016

Писателя Сергея Самсонова трудно назвать дебютантом, однако за «Соколиный рубеж» он получил премию «Дебют». И такое бывает. Но, честно говоря, для этого романа никакой награды не жалко (надеюсь, что и жюри «Большой книги» не будет жадничать). Андрей Геласимов сравнил его эпический размах с «Илиадой», и если в этих громких словах была какая-то натяжка, то весьма незначительная. Хотя у меня возникла ассоциация скорее с былиной, в центре которой – богатый телом и духом русский богатырь и его лютый враг. И язык здесь былинный. Он, собственно, один из героев романа, с ним нужно считаться, к нему приходится приноравливаться, потому что поначалу он будет навязывать свои, непривычные тебе правила, будет тяготить, возможно, раздражать. Но потом ты, скорее всего, в него влюбишься, как подчас неожиданно влюбляются в несносных людей, с которыми прежде до хрипоты спорили. Это будет трудный и тряский взлет по изгрызенной воронками взрывов полосе, а затем – освобождающая легкость полета. Набрав высоту, ты будешь уже любоваться, как вслед за своими героями-летчиками, режущими небо фигурами высшего пилотажа в безжалостной схватке, автор закладывает петли сравнений и вертит «бочки» метафор, умудряясь на семистах страницах ни разу себя не повторить. Сложность языка предвосхищает сложность сюжета, который сначала, наоборот, кажется предельно простым. Есть король неба, немецкий ас Герман Борх, сжигающий фанерные «Яки» десятками, и есть русский самородок Григорий Зворыгин, упорно не желающий гореть. Один – аристократ, белая кость, взращенный средь райских кущей обильно изливающейся материнской любви. Другой – детдомовец, кулацкий сын, которого отец вытолкнул в отверстие нужника из эшелона, ползущего за смертью в сибирские снега. В небе они сходятся в затяжном поединке, в рыцарской дуэли – только в этом зыбком пространстве самая чудовищная война в истории оставляет еще место для выяснения отношений один на один. И именно поэтому Борх поднимается в воздух – в этой мясорубке его заботит только красота боевого полета. Со Зворыгиным все не так однозначно, но по большому счету происходящее внизу его тоже волнует не в первую очередь. Однако в какой-то момент им обоим приходится спуститься с небес на землю и увидеть совсем другую войну. И здесь сюжет начинает выкручивать такие пилотажные фортели, что перегрузками тебя вжимает в кресло. Любопытно, что, хотя повествование строится на чередовании глав, посвященных то Борху, то Зворыгину, о русском Самсонов пишет в третьем лице, а о немце – в первом. Борх автору явно интереснее, он скрупулезно изучает его извращенную логику и приводит в результате к самым обескураживающим прозрениям. Но вообще постоянным копанием в себе, в окружающих и окружающем заняты оба персонажа, и это наполняет роман огромным количеством самых неожиданных смыслов. В том, что эта история не может кончиться чем-то хорошим, ясно с самого начала, но в финале все равно оказываешься не готов к тому, что автор может быть так беспощаден, что придется увидеть такое унижение.

Отрывок читайте здесь.

Маленькая жизнь

Ханья Янагихара

Corpus, 2016

Про эту книгу сказано уже достаточно, и смысла вставлять свои пять копеек, наверное, нет. Поэтому я вставлю чужие. По ряду причин мы не смогли опубликовать попавший к нам большой текст критика Сергея Кумыша о романе Янагихары, однако одна мысль, которую высказал автор, мне кажется очень верной: Сергей написал, что не стал бы дарить или даже рекомендовать кому-то эту книгу, но не потому, что она плохая, а просто нельзя никому пожелать такое пережить. И действительно, читателю придется именно прожить маленькую жизнь, наполненную невыразимыми страданиями и почти надчеловеческими проявлениями доброты. И оба полюса этой дихотомии не будут уравновешивать друг друга, они будут с одинаковой силой разрывать вам сердце. Так что на эту книгу можно только решиться.

Отрывок читайте здесь.

Горожане. Удивительные истории из жизни людей города Е.

Анна Матвеева

АСТ, 2016

Это городской эпос. И почти документальный. Хотя элемент литературного домысла тут тоже присутствует. Тем не менее речь идет о реальных людях, известных и не очень, но обязательно связанных с Екатеринбургом. Все они разбиты по парам, внутри которых есть некий соединительный элемент, поначалу совершенно неочевидный. Что объединяет маршала Жукова и уральского сказителя Бажова? Или Ельцина (еще не президента) и владельца злосчастного дома инженера Ипатьева? По мере того как разворачиваются истории героев, это «что» обнаруживается – обычно весьма любопытное. А на заднем плане мелькает город, довольно скупо, но в конце концов начинаешь в нем ориентироваться и уже не чувствуешь себя там чужим.

Отрывок читайте здесь.Ɔ.